Налог 3% на рекламу с 1 апреля 2025 года: что за рекламный сбор и как он работает?

12/05/25

0

455 просмотров

5 мин.

  • avatar

С 1 апреля 2025 года все, кто рекламируется в интернете, обязаны уплачивать сбор 3% с доходов от рекламы. Команда WOWBlogger изучила новый закон и разобралась во всех тонкостях. Рассказываем, что за рекламный сбор, как он рассчитывается, кто и как платит, и что будет, если этого не делать.

Дочитайте статью до конца и узнайте также, как это нововведение изменит рекламный рынок уже совсем скоро. 

Главные мысли

Если лень или нет времени читать статью целиком, мы выделили основные моменты:

  • С 1 апреля 2025 года все, кто зарабатывает на рекламе – рекламодатели, блогеры и посредники – платят 3% с рекламных доходов.
  • Нововведение повлияет на весь рынок инфлюенс-маркетинга. Как именно – мы рассказали в статье.
  • Сбор (или так называемый «налог») высчитывается исключительно с доходов с рекламы, а не с общей выручки. Его платит только один участник рекламной цепочки.
  • Уплату «налога» отслеживает «Роскомнадзор».
  • Тем, кто не платит сбор, грозит штраф до 500 000 рублей.

Рекламный сбор с 1 апреля 2025 года – что это?

С 1 апреля заработали поправки к закону «О рекламе». По ним распространители рекламы, операторы рекламных систем и посредники должны уплачивать 3% с доходов от интернет-рекламы.   

Сбор начисляется ежеквартально (1 квартал равен 3 месяцам) за всю рекламу, которую компании запускают в интернете с 1 апреля 2025 года на российскую аудиторию.

Исчисляет и контролирует сбор РКН. «Налог» рассчитывается по предоставленной рекламодателями информации о рекламе в ЕРИР. 

Кто должен платить 3% от доходов с рекламы

Сбор платят лица, участвующие в рекламной цепочке: 

• Рекламораспространитель. Физлицо (например, блогер, инфлюенсер) и юрлицо (компания), размещающее рекламу у себя на сайте, в сообществе, в канале в соцсетях.

Оператор рекламных систем. Компании, показывающие рекламу на своих/сторонних площадках (Yandex, myTarget, VKontakte).

Посредники и агенты. Агентства по рекламе, продюсерские блогерские центры, размещающие рекламу.

Рекламодатель. Платит сбор лишь в одном случае: когда закупает рекламу у зарубежного агентства или инфлюенсера, которая будет транслироваться на пользователей в России. Пример: вы запускаете рекламу в Telegram Ads – площадка является зарубежной, но рекламу увидит аудитория из РФ.

Рекламодатель освобождается от сбора при закупке интеграций у российского рекламораспространителя (сбор уплачивает последний). 

Кого освободили от уплаты рекламного сбора

Размещают рекламу на своих ресурсах без уплаты сбора следующие организации:

  • информационные агентства, теле- и радиоканалы (подп. 1 п. 12 ст. 18.2 и подп. 3 п. 12 ст. 18.2 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ);
  • сайты СМИ (подп. 2 п. 12 ст. 18.2 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Также от уплаты пока что освобождены маркетплейсы. Ожидается, что для них в перспективе разработают другой законопроект.

Как посчитать сбор за рекламу

Показываем расчет сбора на конкретных примерах:

Пример 1

Сайт в своих статьях размещает рекламу. За один квартал гонорар с нее составил 540 тысяч рублей:

  • доход в мае – 200 тысяч рублей,
  • в июне – 150 тысяч рублей,
  • в июле – 190 тысяч рублей.

Сумма сбора на конец квартала составит 16 200 рублей (3% от суммы 540 000 руб.).

Пример 2

Салон красоты пришел в рекламное агентство, чтобы закупить рекламу у инфлюенсера. Рекламный бюджет 250 тысяч рублей, за работу агентство берет отдельно комиссию 50 тысяч рублей. В таком случае сам блогер отчислит сбор в размере 7500 рублей, а агентство – 1500 рублей.

3% платит каждый участник рекламной цепочки или один из них?

До того как Минцифры официально представили законопроект, блогеры и рекламодатели трактовали его по-своему, предполагая, что «налог» в 3% будет начисляться каждому участнику цепочки. 

Но в итоге была утверждена единоразовая уплата с рекламного бюджета – 3% платят лишь один раз. Сбор платит тот, кто в рекламной цепочке заключает первым договор и получает оплату за свои услуги. Но и тут есть нюанс.

Рассмотрим ситуацию, где цепочка включает трех участников: рекламодателя, агентство и инфлюенсера, у которого в блоге размещается реклама. Агентство работает с рекламодателем по агентскому договору (то есть второй поручает первому работать от своего имени), а с блогером агентство заключает договор оказания услуг. 

В таком случае агентство платит сбор 3% от комиссии, которую ему заплатил рекламодатель, а инфлюенсер платит 3% от рекламного бюджета.

Если в цепочке «рекламодатель > агентство > блогер» заключаются только договоры оказания услуг (между 1 и 2, а также между 2 и 3 сторонами), тогда сбор платит только агентство.

Как платить рекламный сбор

Сбор необходимо платить раз в квартал – до 5 числа третьего месяца после завершения квартала, например:

  • сбор за квартал с января по март нужно оплатить до 5 июня;
  • за апрель-июнь – до 5 сентября;
  • за июль-сентябрь – до 5 декабря;
  • за октябрь-декабрь – до 5 марта следующего года.

Кварталы отсчитываются ежегодно с января. Ожидается, что оповещение о начислении сбора РКН будет отсылать налогоплательщикам в личный кабинет ЕРИР через полтора месяца после отчетного квартала.

На проверку начисленного сбора «Роскомнадзор» дает 10 дней. Если до 25 числа от плательщика нет никаких уточнений, тогда РКН засчитывает сумму как подтвержденную и дает еще 10 дней на уплату.

Что будет с теми, кто не платит сбор с 1 апреля

Если плательщик, обязанный уплачивать сбор, по каким-то причинам этого не делает, «Роскомнадзор» обязует его к оплате в судебном порядке (п. 13 ст. 18.2 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Кроме того, нарушителя закона «О рекламе» могут оштрафовать:

  • физлицо – на 2000 – 2500 ₽;
  • должностное лицо – на 4000– 20 000 ₽;
  • юрлицо – на 100 000 – 500 000 ₽.

Дарья Мясина

Руководитель клиентского сервиса WOWBlogger

Полноту и своевременность уплаты «налога» в автоматическом режиме контролирует РКН. Если система выявила, что вы уплатили сбор частично или не уплатили вообще, РКН направляет вам уведомление. На объяснение причины РКН дает 7 дней. Если вы не предоставили обоснование, РКН повторно уведомляет вас об этом. Если оплата не поступает еще в течение 10 календарных дней, ведомство обращается в суд. —

Как сбор повлияет на рекламный рынок?

Рекламный сбор затронет весь сегмент инфлюенс-маркетинга. Ожидается сразу несколько последствий, которые важно учитывать каждому рекламодателю, блогеру и посредникам:

• Еще больше бухгалтерской рутины. Теперь компаниям необходимо еще внимательнее следить за расчетами, качеством оформления договоров перед запуском кампаний, регулярно мониторить личный кабинет ЕРИР.• Возможное подорожание рекламы у блогеров. Агентства могут включать налоговые риски в свои комиссии, а блогеры – добавлять сбор в стоимость рекламы. Так, на рекламодателя ложатся дополнительные расходы.• Труднее определить, на ком в цепочке лежит уплата сбора. Особенно если в ней три или больше участников (рекламодатель → агентство → подрядчик → блогер).

• Рост количества прямых сделок. Бренды будут чаще работать напрямую с блогерами, чтобы не запутаться с налогами и лишними посредниками.

Будьте в курсе главных новостей инфлюенс-маркетинга — подпишитесь на наш Telegram. Здесь вы найдете свежие тренды, кейсы и инсайты от экспертов по рекламе у блогеров.

Ответы на частые вопросы

Я рекламируюсь/рекламирую на запрещенных площадках? Мне нужно платить 3%?

Закон о запрете рекламы на таких площадках вступит в силу с 1 сентября 2025 года. Если до этого момента вы запускаете там рекламу, то ее необходимо маркировать и платить 3%.

Я самозанятый. Мне нужно платить сбор?

Да. Сбор уплачивает любой участник рекламной цепочки, независимо от его статуса.

Telegram-канал WOWBlogger

Новости, тренды и события influence-маркетинга — в нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

avatar

Оставьте комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Комментарии проходят модерацию по правилам платформы.

Вот что еще мы писали по этой теме

Как выбрать блогера в Telegram и промаркировать рекламу в 2024 году

7 понятных шагов, чтобы повысить эффективность рекламных кампаний и соблюсти закон.

0

1168

5 мин.

Подробный гайд по тарифам WOWBlogger

В 2023 году мы помогли фитнес-платформе заработать 441 млн рублей при помощи инфлюенс-маркетинга, и добились стоимости за просмотр (CPV) в 1,2 рубля. Такие результаты стали возможны благодаря правильному выбору формата работы, который соответствует целям бизнеса.

0

646

8 мин.

Лидогенерация через инфлюенс-маркетинг: где работает лучше, как выбрать блогера и сколько это стоит

Хотите запустить рекламу у блогеров, но не знаете, как это сделать, чтобы не слить бюджет? Мы подготовили статью, прочитав которую вы узнаете:

0

362

7 мин.

Сотрудничество с блогерами: как начать и зачем это нужно?

Сотрудничество с блогерами — это один из самых эффективных способов продвижения своего продукта или услуги в наше время. Блогеры — это настоящие лидеры мнений, и их аудитория доверяет им как друзьям. Когда блогер рассказывает о продукте, это выглядит как личная рекомендация, а не как реклама, что делает это сотрудничество таким привлекательным.

0

876

3 мин.

Эффективные посевы в Telegram: руководство для бизнеса

Казалось бы: картинка, кликбейтный текст, десяток подходящих каналов — и можно размещаться. 

0

800

5 мин.

Как искать эффективных блогеров для рекламы во «ВКонтакте»? ТОП-5 способов в 2025 году

В этом гайде мы собрали 5 рабочих способов по поиску эффективных блогеров для рекламы во «ВКонтакте» в 2025 году. Рассказали, как искать и анализировать инфлюенсеров в VK, чтобы запустить успешную кампанию с первой попытки. Дочитайте статью до конца и узнайте также, на какие показатели ориентироваться, чтобы выяснить эффективность рекламы у блогера.

0

536

7 мин.